1 Занятие. Основы психиатрической грамотности: бремя психического заболевания
Обнаружение в семье психического расстройства – серьезное испытание не только для самого больного, но и для его родственников, которые испытывают целую палитру негативных эмоций и зачастую пытаются скрыть факт заболевания от окружающих.
Существенную помощь в такой ситуации может оказать:
- информация о болезни близкого — представления о психических расстройствах, возможных проявлениях, течении и прогнозе, методах лечения, системе ухода и наблюдения за больными.
- выработка и поддержка оправданных ожиданий в отношении психического состояния пациента и его социальных перспектив;
- поиск душевного равновесия через знание и взаимную эмоциональную поддержку;
- уменьшение отчуждения и изоляции от общества;
- преодоление чувства вины, бессилия, стыда, отчаяния и других негативных эмоций, связанных с болезнью.
2 Занятие. Болезнь и семья: организация отношений с пациентом
Психическое заболевание в семье — это время кризиса. Негативные переживания вызывают частые конфликты, а это, в свою очередь, усиливает стресс и симптомы болезни. Уход за пациентом ложиться в основном на плечи членов семьи, однако многие оказываются неподготовленными к возникающим психосоциальным проблемам: недооценивают степень тяжести состояния и не понимают природу поведения пациента.
На занятии психологи расскажут, как организовать взаимоотношения в семье и установить благоприятный стиль общения. Мы будем подробно разбирать трудности в построении отношений с пациентом:
- как не спровоцировать рецидив;
- как удержаться от агрессивного поведения;
- как вести себя во время конфликта;
- как преодолеть свое непонимание потребностей и чувств больного родственника.
3 Занятие. Природа психических расстройств и роль семьи в процессе их возникновении
Тяжёлое психическое расстройство одного из членов семьи вносит существенные ограничения в жизнь других ее членов: нарушается привычный уклад, меняются планы на будущее, перераспределяются обязанности. Однако, часто болезнь несет с собой и некоторые «выгоды»: удерживает семью от распада или оправдывает бездействие.
Сам больной также может видеть в болезни вторичную выгоду: не надо думать о будущем, прилагать усилия к саморазвитию и зарабатывать деньги. Особенно остро эта проблема встает в случае, когда не пройден процесс сепарации – отделения родителей и взрослых детей. Формально дети выросли, а психологически во взаимоотношениях мало что поменялось с подросткового, или даже с детского возраста.
Терапия заключается в стимулировании автономности, в освоении навыков самостоятельной жизни, в первую очередь, в эмоциональной сфере.
На этом занятии:
- работа со страхом родственников перед сепарацией;
- составление диаграммы семьи («семейное древо»);
- разбор семейных сценариев.
4 Занятие. Ресурсы к выздоровлению
От большинства психических недугов можно либо полностью излечиться, либо свести к минимуму их симптомы при помощи терапии. Но выздоровление – процесс индивидуальный. Оно может происходить также волнообразно: периоды обострения сменяются ремиссией и наоборот.
Часто люди, проходящие реабилитацию по причине психических расстройств, подчеркивают важность принятия самого себя. Многие испытывают комплекс неполноценности и недостаток одобрения со стороны окружающих.
В процессе выздоровления важную роль играют переживания причастности и возможность быть услышанным. Именно на этом основывается идея групп поддержки, где можно поделиться своим опытом с другими людьми, страдающими аналогичным заболеванием.
Адаптация к длительному расстройству обычно требует усилий как от самого больного, так и от его близких, поскольку заболевание часто оказывает влияние в том числе на трудоспособность, а, следовательно, и на заработок средств к существованию. В группе поддержки можно получить рекомендации по этим вопросам.
На этом занятии:
- поиск ресурсов внутри семьи и социальном окружении;
- помощь в составлении индивидуального распорядка дня.